Управление личными финансами

Будущее пенсионной системы (часть первая)

Дата: 13 января 2017 Рубрика: Статьи Комментарии: Нет комментариев

Пенсия_10Когда читаешь о действиях и планах российских властей по реформированию пенсионной системы, невольно вспоминаются слова известного классика «Умом Россию не понять…». Но, к сожалению, вспоминаются эти слова с иной, чем у Тютчева, интонацией – с глубоко пессимистической.

Практически все государства, включая даже так называемые «страны третьего мира», стараются решить проблемы финансирования пенсионного обеспечения за счет развития накопительных пенсий. Тех самых, которые «назло всему миру» российские власти уже несколько лет держат в «анабиозе», а некоторое время назад и вовсе решили отменить!

В статье «Новогодние «подарки» властей для нас»  я пообещала, что ближайшие материалы будут посвящены вопросам социальной поддержки и обеспечения граждан России со стороны государства. В частности, мне хотелось бы рассказать о текущей ситуации и дальнейших перспективах развития государственной пенсионной системы (или, скорее, об отсутствии этого самого развития), и предложить возможные пути решения существующих проблем.

Сразу скажу, что речь пойдет исключительно о тех решениях, которые может принять каждый из нас с целью обеспечить лично себе, своей семье и своим детям стабильность и уверенность в будущем.

Советовать сановитым мужам, как решать какие-либо вопросы в масштабах страны я, конечно, не стану. К тому же, как вы прекрасно знаете, в своем блоге я принципиально стараюсь не затрагивать темы, связанные с внешней и внутренней политикой. Хотя иногда бывает очень сложно отделить вопросы финансов и экономики от политических.

Прежде чем говорить о проблемах российских пенсионеров, рассмотрим, как обстоит ситуации с пенсионным обеспечением граждан в других странах. Дело в том, что снижение темпов роста мировой экономики в последние годы вынудило многие государства активно заниматься реформированием своих пенсионных систем. Причина, как вы вероятно уже поняли, весьма банальна: на стабильную и устойчивую работу систем пенсионного обеспечения не хватает денег.

Начнем наш обзор с государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР или OECD – от англ. Organisation for Economic Co-operation and Development).

На сегодня ОЭСР объединяет 35 государства, многие из которых являются мировыми лидерами экономики (США, Германия, Франция, Япония и другие). На долю этих стран приходится около 60 процентов мирового ВВП (валового внутреннего продукта).

В плане социальной поддержки граждан каждая из стран ОЭСР располагает как солидарной, так и накопительной системами пенсионного обеспечения.

Солидарная система предусматривает, что выплаты пенсий производятся из тех средств, которые вносят в казну работающая часть граждан. В последствие, когда они также уйдут на заслуженный отдых, государство будет выплачивать им пенсии из средств, заработанных следующими поколениями. Кстати, второе название солидарной системы – распределенная.

Накопительная система основана на иных принципах. Упрощенно говоря, ее размер напрямую зависит от того, насколько успешно человек работал и зарабатывал. При этом особенно важно правильно выбрать пенсионную или страховую программу, и неукоснительно делать регулярные взносы.

В качестве инвестиционного инструмента страховые и накопительные программы позволяют гражданам не просто аккумулировать средства, но и преумножить их. Благодаря этому люди получают возможность за время активной трудовой деятельности создать хотя бы небольшой личный капитал и обеспечить себе достойный уровень жизни по выходу на пенсию.

В среднем по странам ОЭСР за счет солидарной системы граждане обеспечиваются пенсией в размере около 40% от среднего уровня доходов. А за счет участия в накопительной системе их пенсия увеличивается примерно на одну треть – до 60% от среднего заработка.

За период с 2013 по 2015 годы три четверти государств ОЭСР (в 26 из 34), несмотря на лидирующие позиции в мировой экономике, внесли изменения в свои пенсионные системы. Причем, в 9 странах проводились масштабные пенсионные реформы, затронувшие практически все население. Целью реформирования, как водится, стало сокращение пенсионных выплат.

Как принято говорить, население развитых стран стареет: рождаемость снижается, а продолжительность жизни растет. В условиях замедления экономики, чтобы снизить нагрузку на бюджет, властям приходится идти на такие непопулярные меры, как сокращение пенсионных расходов.

Возьмем, к примеру, индексацию пенсий. В Германии, Португалии, Финляндии и Швеции она напрямую зависит от инфляции, а Греция и Бельгия ее и вовсе «заморозили». Повышаются ставки взносов пенсионную систему. Например, в Канаде и во Франции. Усложняются условия более раннего выхода работников на пенсию.

Большинство государств ОЭСР повысило пенсионный возраст в среднем до 64 лет (правда, это относится только к молодежи, которая начала работать несколько лет назад). Дольше всего придется работать молодым людям в Великобритании, Италии и Чехии – до 68 лет. Следом идут Бельгия, Германия, Испания, Канада, где в течение нескольких лет пенсионный возраст будет постепенно увеличен до 67 лет. Стараются не отставать и другие страны.

Непосредственно на снижение размера пенсионного обеспечения по номиналу власти ни одной страны ОЭСР не решились. Для снижения нагрузки на солидарную систему они предпочли действовать более мягко – стимулируя развитие накопительных пенсионных систем.

На сегодня целый ряд западных государств предоставляет дополнительные налоговые льготы или даже напрямую участвует в софинансировании добровольных накопительных программ. Каковы же результаты такой политики?

Возьмем для примера Чехию. Благодаря софинансированию накопительных программ из госбюджета, почти 5 миллионов чехов выбрало именно накопительную систему – против 0,08 миллионов оставшихся приверженцами солидарной системы.

Пенсия_03Не менее впечатляющих результатов добились и другие государства, принявшие решение субсидировать накопительные пенсионные программы. Так в Новой Зеландии в течение десяти лет число трудоспособных граждан, выбравших накопительную пенсию, возросло с 10% до почти 60%. В Германии: с 2,5% до почти 30%.

Некоторые страны решили проводить более жесткую политику, сделав участие в накопительных программах обязательным для работодателей. В качестве примера можно привести Великобританию, Китай, Корею, Нидерланды, Сингапур, Турцию, Швецию. И, напротив, такие страны, как Мексика и Чили сделали для граждан обязательными индивидуальные накопительные планы.

Как видим, развитие накопительного пенсионного обеспечения, вкупе с постепенным свертыванием солидарной-распределенной системы – это общемировой тренд.

Однако, какое место рассчитывает занять в этом процессе Россия? Да и рассчитывает ли в принципе?!

К сожалению, действия российских властей, которые сначала активно рекламировали накопительные пенсии, а потом отправили их в «глубокую заморозку», способны только окончательно дискредитировать саму идею накопительных пенсий. Примерно так, как действовавшие в «девяностых» пресловутые финансовые «пирамиды», называвшие себя «инвестиционными фондами» (таковыми не являясь!), надолго отбили у многих россиян любой интерес к инвестициям.

Однако, отложим разговор о российской пенсионной системе на вторую часть этой статьи. Следите за рассылкой.

Читайте продолжение в следующей статье.

 

 

 




Подпишитесь на новости
и получите бесплатный подарок
- готовый файл для ведения домашней бухгалтерии

 

Навигация

Социальные комментарии Cackle
Подпишитесь на новости и получите бесплатный подарок — готовый файл для ведения домашней бухгалтерии
Наверх Яндекс.Метрика