Управление личными финансами

Этот безумный, бездумный шоппинг

Дата: 4 мая 2017 Рубрика: Семейные финансы, Статьи Комментарии: Нет комментариев

Шоппинг_03Большинство людей уверено, что тратить деньги – гораздо приятнее, чем их зарабатывать. И этим с успехом пользуются интернет-магазины. Они делают все возможное, чтобы человек совершал покупки безотчетно, повинуясь мгновенным импульсам: увидел, захотел, купил.

Подобный экспресс-шоппинг, когда покупатель даже не задумывается, действительно ли ему нужны приобретаемые товары «прямо сейчас», может привести к весьма плачевным последствиям. Особенно, если покупки совершаются в кредит.

Поводом для разговора об опасностях онлайн-шоппинга послужили наблюдения одной из крупнейших российских поисковых систем Яндекс. По данным аналитиков этой компании, за последние годы объем интернет-платежей за покупки, совершаемые россиянами в зарубежных онлайн-магазинах и торговых площадках, вырос многократно: с 20,7 миллиардов рублей в 2010 году до почти 304 миллиардов рублей в 2016 году.

Примечательно, что объемы транснациональной торговли с участием российских граждан продолжают расти и сегодня – несмотря на то, что до завершения кризиса еще очень и очень далеко. Парадокс? Отнюдь!

Даже с учетом затрат на доставку и растаможивание, одежду, обувь, бытовую технику и другие товары зачастую дешевле покупать на зарубежных интернет-площадках, чем в российских магазинах. Не говоря уже о более высоком качестве этих товаров!

Однако особенности российской торговли, как таковой, я оставлю за скобками: решение данной проблемы – прямая обязанность тех, кто рассказывает нам «об успехах импортозамещения». Мы же поговорим именно о спонтанном интернет-шоппинге, в ловушку которого попадает все больше жителей России и других постсоветских стран.

Сразу отмечу, что часть потока зарубежных интернет-покупок можно назвать «традиционным». Это осмысленные покупки, которые совершаются людьми, которые долго выбирают, сравнивают, прицениваются, порой – откладывают приобретение понравившихся вещей до сезонной распродажи. Словом, они очень хорошо умеют считать деньги и знают, как избежать лишних трат.

Другое дело, интернет-шопинг, как форма досуга, приятного времяпровождения. Для этого явления есть даже специальный термин – shopping entertainment, т.е. совершение покупок для развлечения. Именно данное направление онлайн-торговли развивается в последнее время особенно активно и, как отмечают эксперты Яндекса, все больше платежей россиян уходит на счета именно тех зарубежных интернет-площадок, которые используют нестандартные, развлекательные сценарии совершения покупок. При этом в «заманивании» россиян и жителей СНГ наиболее преуспели китайские торговые интернет-компании.

На самом деле вся эта система работает очень просто: человек от скуки включает свой смартфон или планшет, листает картинки, видит красивую вещь и у него возникает мимолетное желание ее приобрести.

Для совершения покупки достаточно нажать всего несколько кнопок (а над решением задачи, как сделать процесс покупки максимально быстрым и простым для пользователей ежедневно «бьется» целая армия маркетологов, программистов и веб-дизайнеров!). Да и цены на зарубежных онлайн-площадках на многие товары, как уже отмечалось, заметно ниже, чем в магазинах.

Таким образом, у покупателя просто нет повода остановиться и подумать: «действительно ли мне это нужно?». Он заказывает и оплачивает приглянувшуюся вещь буквально на ходу, и переходит к просмотру следующих товаров. Такой вот беззаботно-бездумный шоппинг.

Как показали исследования, проводившиеся GfK Rus и «Яндекс.Маркета», в течение прошлого года 64% российских интернет-покупателей совершили хотя бы одну незапланированную покупку. При этом, как признавались участники соцопросов, совершить импульсивные покупки их в первую очередь побуждали акции и скидки.

По данным исследований россияне приобретают в заграничных интернет-магазинах одежду, обувь, товары для детей, косметику, парфюмерию, товары для дома и сада, телефоны, гаджеты и другую малогабаритную бытовую технику. Из этого перечня импульсивно покупается почти половина одежды, обуви, косметических и парфюмерных, а также детских товаров.

Бездумный шоппинг сам по себе не является деструктивным. Хотя, безусловно, при желании всегда можно найти более полезное и увлекательное занятие. Но все-таки главный вопрос: сколько времени тратит человек на шоппинг и какую часть личного или семейного бюджета он расходует.

Вероятно, нет ничего плохого, когда человек изредка покупает какие-то мелочи (относительно общей суммы своего дохода) и это не мешает ему не только обеспечивать себя и свою семью, но и откладывать средства на долгосрочные цели: покупка квартиры, образование детей, пенсионное обеспечение и т.п.

Если же онлайн-шоппинг «съедает» большую часть бюджета (о «клинических» случаях регулярных покупок в кредит и вовсе не смысла говорить!), то, увы, это верный путь к бедности.

Бездумно совершая покупки не особо нужных (или совсем не нужных!) вещей и тратя на них те деньги, которые можно было бы выгодно вложить в активы и в будущем получать стабильный дополнительный доход или достичь каких-либо долгосрочных финансовых целей, человек фактически обкрадывает себя и свою семью.

Уверена, что все без исключения покупки должны совершаться обдуманно – после трезвой оценки, как своих финансовых возможностей, так и необходимости каждой конкретной вещи. Как бы не понравилась новая модель одежды или новая коллекция косметики, всегда стоит подумать: насколько этот товар нужен мне «прямо сейчас»?

Лучше отложить покупку на день-два, чем совершить покупку повинуясь мимолетному желанию. Возможно, имеет смысл посоветоваться с родственниками и друзьями, поинтересоваться их мнением о данном товаре.

В любом случае, не стоит «вестись» на рекламные сообщения, что акция «по специальной цене» закончится буквально через несколько часов, а количество товара «ограничено».

Шоппинг_06Не верьте! Обычно все эти объявление рассчитаны именно на то, чтобы побудить покупателя к совершению импульсивных, бездумных покупок. И даже если в данном магазине товар действительно закончится – не огорчайтесь, наверняка вы найдете его в другом магазине (если не передумаете покупать).

Таким образом, если перед каждой покупкой вы возьмете за правило брать паузу, чтобы спокойно обдумать и взвесить, насколько необходим вам этот товар, вы сможете сэкономить существенную сумму.

Богатые люди потому и богатые, что сначала создают активы для реализации своих финансовых целей, а потом тратят в случае необходимости. Бедный же человек делает все наоборот. Психологи давно говорят о том, что безумный шоппинг — это проблема человека с мышлением бедного. Покупая товар человек тем самым себя защищает на будущее. Вчера у меня ничего не было, а вдруг и завтра также будет. Зато сегодня я могу себе позволить потратить деньги!

Так что вам решать, кем вы хотите быть в итоге.

А что думаете вы, уважаемые читатели, об интернет-шоппинге? Обращали ли вы внимание, насколько часто совершаете покупки через интернет и какую долю своих доходов вы на него тратите? Буду признательна, если вы поделитесь вашими мыслями в комментариях к данной статье

 




Подпишитесь на новости
и получите бесплатный подарок
- готовый файл для ведения домашней бухгалтерии

 

Навигация

Социальные комментарии Cackle
Подпишитесь на новости и получите бесплатный подарок — готовый файл для ведения домашней бухгалтерии
Наверх Яндекс.Метрика