Управление личными финансами

Ошибка банкомата не повод для радости

Дата: 5 апреля 2017 Рубрика: Статьи Комментарии: Нет комментариев

Банкомат_2Время от времени в прессе появляются сообщения о том, как платежный терминал того или иного банка по ошибке выдал клиенту значительно большую сумму. «Вот счастье-то привалило!», думают некоторые граждане, надеясь, что в один прекрасный день банкомат или кассир точно также ошибутся в их пользу.

Однако, узнав о подобном случае, не стоит ни радоваться, ни завидовать. Незаконно полученные денежные средства все равно придется вернуть банку. И если получатель не захочет сделать это добровольно, банковская организация рано или поздно вернет эту сумму через суд. Да еще и с процентами!

Обмануть банк и «на халяву» получить «мешок денег» – заветная мечта некоторых наших сограждан. Не случайно в соцсетях так популярны сообщения и репосты новостей о том, как кто-то взял кредит и нашел способ его не выплачивать. Или собирался снять с карты несколько тысяч, а банкомат выдал значительно большую сумму.

Конечно, далеко не каждый из тех, кто мечтает о таком «счастье», готов рискнуть свободой и репутацией, и совершить подлог. Или еще как-либо нарушить закон. А вот если это произойдет вследствие ошибки кассира или банкомата – совсем другое дело! Так думают, увы, многие, забывая при этом, что обман все равно остается обманом.

Впрочем, я не стану по этому поводу углубляться в вопросы этики и морали. Тем более, что банки стран постсоветского пространства – с их политикой грабительских процентов, скрытых комиссий и сборов – отчасти сами виноваты в таком отношении к себе со стороны большинства населения.

Главное, что хотелось бы сказать: любая финансовая организация по закону имеет право истребовать у гражданина неправомерно полученную сумму. И аргументы в стиле: «это проблемы банка, пусть лучше следят за исправностью своих терминалов» тут не работают. С точки зрения российского законодательства сумма денежных средств, полученных из-за технической ошибки или ошибки оператора, или программного сбоя будет считаться неосновательным обогащением. А в отдельных случаях и вовсе – мошенничеством или даже кражей.

Вот, к примеру, прошлой осенью в прессе промелькнуло сообщение о том, как россиянин, воспользовавшись неисправностью банкомата, снял почти полмиллиона рублей. Причем, все началось с того, что он пытался получить наличными 4 тысячи рублей, а терминал вместо четырех купюр по одной тысяче выдал ему четыре пятитысячных.

Гражданин решил воспользоваться «счастливым шансом» и в течение короткого времени выгреб из неисправного банкомата вышеназванную сумму. Но «недолго музыка играла». Уже вскоре «счастливчика» по подозрению в хищении денежных средств задержала полиция.

К счастью, как показал опрос одного из российских финансовых порталов, большинство граждан заявили, что в подобной ситуации сообщат сотрудникам банка о неисправности и «от греха подальше» отдадут им неправомерно полученные денежные средства. О желании забрать эти деньги себе заявило не более 15 процентов опрошенных.

Насколько известно, случаи выдачи банковскими терминалам более крупных сумм, чем те, которые были запрошены клиентом, обычно связано со сбоями программного обеспечения либо человеческим фактором. Например, сотрудник банка по ошибке зарядил в кассету для выдачи тысячерублевых банкнот пятитысячные. Бывают и прецеденты, когда неисправность банкомата вызвана предшествующими попытками взлома с помощью каких-то электронных устройств.

В любом случае, по какой бы причине это не произошло, с ошибочно выданной суммой лучше поскорее расстаться, вернув ее банку. И если не ради спокойствия совести, то ради чистоты перед законом.

Дело в том, что все платежные операции фиксируются банковскими системами в режиме онлайн. Кроме того, места размещения терминалов обычно оборудуются видеокамерами.

Зафиксировав нестыковки, расхождения между объемом запросов на выдачу денежных средств с фактически выданными суммами через конкретный терминал, службы банка обязательно проведут расследование. Конечно, им не составит труда сопоставить данные платежных систем с данными системы видеонаблюдения, и идентифицировать клиента, воспользовавшегося ситуацией.

По закону банк вправе инициировать возбуждение уголовного дела по статье «Мошенничество» или «Кража». При этом даже если клиент сумел получить «мешок денег» исключительно из-за сбоя платежного терминала, ему может угрожать наказание в виде реального лишения свободы.

В ситуациях, когда полиция по каким-либо причинам отказывает в возбуждении уголовного дела, банк обращается в суд и в 90% случаев выигрывает дело. В результате клиент оказывается вынужденным вернуть не только незаконно полученную сумму, но и начисленные за пользование ею проценты, а также компенсировать банку все судебные издержки.

Банкомат_7Впрочем, как показывает практика, большинство подобных прецедентов решается в досудебном порядке. Либо гражданин сам возвращает деньги, либо делает это после первого же звонка из банка. Собственно, это и есть лучший способ решения вопроса: просто вернуть неправомерно полученные денежные средства владельцу – банковской организации.

Главное – не забыть взять у клерков официальный документ о том, что денежные средства были возвращены в полном объеме. В противном случае банк может повторно потребовать вернуть деньги. Не обязательно по какому-то умыслу – просто практически в любой организации между отделами бывают нестыковки.

Уважаемые читатели! Вы сами, ваши родственники или друзья когда-нибудь сталкивались с ситуациями, чтобы банк по ошибке выдал более крупную сумму? Как удалось разрешить возникшую коллизию? Расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях к статье.

 

 




Подпишитесь на новости
и получите бесплатный подарок
- готовый файл для ведения домашней бухгалтерии

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Социальные комментарии Cackle
Подпишитесь на новости и получите бесплатный подарок — готовый файл для ведения домашней бухгалтерии
Наверх Яндекс.Метрика